четверг, 5 мая 2011 г.

Холодеть от восторга...

Сегодня на моём любимом сайте – день хокку.  День моего любимого хокку...
Могу читать их часами. Есть особенно любимые. Нелюбимых нет. Есть страсть, которая не угасает со временем, но разжигается вновь чтением этих удивительных строк.
Что нравится? Пища для ума и воображения.
Есть всего три строчки, 17 слогов, распределённых по строгому правилу: первая строка – 5 слогов, вторая – 7 и третья – снова 5. Загадочные 5-7-5…
Так мало…   И так много… Короткие штрихи…  И в них – целый мир…
Чудо…  Мудрость… Созерцание…

Так что же для меня значит хокку? Всего лишь - хлопок одной ладони…
Самое любимое:

МАЦУО БАСЁ
Протянул ирис
Листья к брату своему.
Зеркало реки
***
"Осень уже пришла!"-              
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.
***
Лунною ночью
Слушаю – точит червяк
Ядро каштана.
***
 Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.

ЁСА БУСОН
Прохладный ветерок.
Колокол покинув,
Плывёт вечерний звон.

ХИНО  СОУДЗЕ
Серебряная ложка
В чай нырнула.
Осень. Вечер. 

ГЁДАЙ
Лист летит на лист,
Все осыпались, и дождь
Хлещет по дождю.     

МАЦУНАГА ТЭЙТОКУ
Холодеть от восторга
Так естественно, глядя на эти
Снежинки цветов

12 комментариев:

  1. красиво :)
    я их когда-то тоже любила :)
    даже пыталась писать сама :))))

    Утро бредет по Земле.
    Мирно сопят якодзумы.
    Ночью сверчки.



    Наташа, а могу я тебя в наглую пригласить на последний годик, оставшийся не занятым в моем альбоме? http://lastaugust.blogspot.com/2011/03/blog-post_18.html#comments

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошо как! Я тебя понимаю: влюблённые в хокку не могут избежать искушения выплеснуть из себя эмоцию. У меня тоже есть такой опыт:
    Словно дождь - стеной.
    То припустит, то ослабнет -
    Шелест камыша.

    А страничку в альбом сделаю для тебя с радостью!Но...
    Это будет моя первая страничка - раньше никогда не делала.
    Если тебя это не пугает - с удовольствием присоединюсь к деланию подарка для дорогой волшебницы Лю!

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже люблю хокку. И именно за то, что в малом формате умещается практически целый мир. Свои опыты в жанре, пожалуй, попридержу))) Просто рада, что ты появляешься. Тебя не хватает.

    ОтветитьУдалить
  4. Танюш, привет! Рада тебя читать - соскучилась тоже... Надо возвращаться потихоньку. Давно по бложикам не ходила, в гости не заглядывала... Зайду к тебе обязательно, посмотрю и почитаю с удовольствием!..

    ОтветитьУдалить
  5. Присоединюсь к Тане, не пропадай!
    Какой у тебя шуршащий хокку получился :)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, девчоночки! Постараюсь...

    ОтветитьУдалить
  7. Дора, спасибо тебе за добрые слова к моей 2-й страничке.
    Сейчас прочитала этот пост и комментарии к нему. За столько прожитых лет, к моему стыду, не слышала такого слова "хокку". А сейчас прочитала и меня это так заинтересовало. Действителько, всего несколько слов, а воображение рисует целую картинку. Здорово, надо почитать об этом искусстве.

    ОтветитьУдалить
  8. Какая неожиданность! Таня, рада видеть тебя здесь!
    Все мы однажды что-то вдруг для себя открываем: два года назад я ещё не знала даже такого слова "скрапбукинг", да и хокку "заболела" тоже сравнительно недавно.
    Очень рада, что тебя "зацепило"! Хокку (хайку)- это трёхстишия, именно им я отдаю предпочтение. Есть ещё танка - пятистишие, обязательно почитай: возможно, именно танка придётся тебе более по душе...

    ОтветитьУдалить
  9. Дора, привет. А я попробовала. Скажи, походит хоть чуть-чуть. Первое-это воспоминание из далекой-далекой юности. Второе тоже близко мне.Подскажи что не так. Может строчки не соответствуют чему-то,или слова. Спасибо

    А солнце палит
    Трава высока по пояс
    И нас не видно


    Уехала далеко
    И нет дороги назад
    Грусть во мне живет

    ОтветитьУдалить
  10. Таня, ну, ты нашла знатока: любить хокку и писать хокку - совершенно разные вещи... Я не возьму на себя смелость ни судить, ни подсказывать...
    Если в общих чертах, скажу, что хокку - это, скорее, намёк, чем конкретика. Это-загадка, над которой надо думать... И в этом смысле твоё второе хокку, действительно, лучше - оно почти идеально на мой - любительский - взгляд.
    У тебя более-менее соблюден размер 5-7-5 (первая строка - 5 слогов, вторая - 7, третья - 5). Но это правило для японских хокку.
    Для русских, учитывая особенности языка, принято не превышать размер 8-10-8 (хотя я стараюсь придерживаться именно 5-7-5)
    В хокку по смыслу можно объединить 1-2 строку или 2-3.
    Обычно, 3 строка - это итог сказанного в первых двух строчках...
    В классическом хокку считается обязательным наличие сезонного слова: это - или месяц года; или время года; или слово, по которому легко понять, о каком времени года идёт речь...

    Плотно закрыла рот
    Раковина морская.
    Невыносимый зной!

    Весна уходит.
    Плачут птицы. Глаза у рыб
    Полны слезами.

    Одеяло для одного.
    И ледяная, чёрная
    Зимняя ночь... О, печаль!

    Таня, нюансов так много, что, если я буду рассказывать, как понимаю сама, получится испорченный телефон: хокку - это очень личностное, сверх эмоциональное. И у каждого будет своё понимание и своё выражение.

    Есть одна статья, которая мне очень нравится, и которая многое объясняет - почитай...
    http://haiku-kampai.ru/xajku-istoricheskoe-dose/

    Я же первое хокку написала бы так:

    Опалена солнцем
    Тянется к солнцу трава.
    Детские годы.

    ОтветитьУдалить
  11. obozhaju hokku. Mogu chitat postojanno. Vdohnovljaet, umirotvirjAet.

    maija( tjetja Trot )

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, Майя! Да-да-да, всё именно так и есть!..

    ОтветитьУдалить