среда, 9 апреля 2014 г.

Аза – зараза

Так называла её вся улица, потому что была она женщиной не то чтобы зажиточной, но жила богаче и сытнее многих: на её столе всегда были хлеб и молоко. Но ведь прозвища даются не за достаток или его отсутствие, а - за характер и поведение.
По соседству с Азой жила семья с двумя маленькими девочками – 3 и 4,5 лет. Мама их – большая рукодельница – недавно умерла. Остались папа и бабушка - его старенькая мама. Когда бабушка спрашивала у младшей девочки: "Чего ты хочешь?", девочка отвечала: "Мне бы хлебушка…", и бабушка теряла сознание. Буквально – теряла сознание. Потому что в доме почти никогда не было еды, и бабушке нечем было ответить на желание малышки. А что может быть горше этого?
Они жили выше Азы, и когда, спускаясь по лестнице, шли на улицу мимо её квартиры, проходили рядом с миской её кошки, в которой всегда было налито молоко. 
Иногда Аза отлавливала девочек в коридоре и спрашивала: "Вы хотите молочка?" Дети хотели. И Аза им его давала, говоря при этом: "Я налью вам молоко в миску, а вы будете лакать его, как котята". И дети лакали. Потому что вполне могли умереть от голода. Бабушка же часто падала в голодные обмороки, потому что не могла наклониться и похлебать молоко из миски – а это условие Азы–заразы распространялось и на бабушку.  
Возможно, Аза–зараза спасала девочкам жизнь, изредка подкармливая их таким извращённым образом. Но это была всё-таки Аза–зараза, потому что маленькой четырёхлетней девочкой была моя мама, а её, чуть более младшей, сестрой – моя тётя… 

17 комментариев:

  1. ........................
    Ярко написала - картинка как живая! потрясающая история!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот уже сутки и сама хожу под впечатлением: почему-то мама рассказала мне эту историю только вчера...Кстати, эта бабушка её - папина мама - при всей своей абсолютной неграмотности и непросвещённости была очень светлым человеком, в самом высоком смысле, а вот жизнь - полная лишений... Собираю историю семьи буквально по крупицам, даже мама посетовала, что как-то "руки не доходят" до более глубоких воспоминаний: всё происходит обычно спонтанно - потому и крупицы...

      Удалить
    2. Ну... ты ж сама знаешь, хоть ученье - свет, но свет в душе - не от грамотности... Все правильно, собирай! это сложно.... только и можно, что по крупицам! и дай бог, чтобы было кому рассказывать!..

      Удалить
    3. Соль на раны... Аня, всё будет правильно, как и должно быть. Хотя... переписывалась вчера с подругой юности, дорогим мне человеком, в общаге в одной комнате жили после института (как раз в Донецке)... и я её уже не понимаю... откуда у неё эти мысли... у умного человека...

      Удалить
  2. Ничего себе! я думала, это отрывок из какой-то книги!
    Наташ, вот это история....
    мне жаль, что у меня не осталось ни одной бабушки или дедушки, которые могли бы рассказывать об истории семьи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лю, твои мама и папа тоже многое могут рассказать. Дедушек в моей жизни никогда и не было - война, а обе бабушки покинули нас более тридцати лет назад. Я же была в то время, наверное, твоего возраста: молода и озабочена своими заботами, своей семьёй и своей малышнёй... Так что, навёрстываю сейчас и, слава Богу, есть, у кого спрашивать...

      Удалить
  3. Наташа, жуть какая... Что у человека в голове и в душе, если он способен на такие поступки в отношении детей? Думаю, она гораздо несчастнее бабушки этих девчушек, ведь бабушку эти малышки любили, а к ней кроме отвращения вряд ли что то у людей возникало.....Потрясена рассказом... А написано - очень чувственно, ты очень хороший писатель, я удовольствием тебя читаю:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Безусловно, несчастнее, просто некоторые своего несчастья всю жизнь не понимают, так и живут... А мама её давно простила...

      Удалить
    2. "некоторые своего несчастья всю жизнь не понимают, так и живут"... чистая правда!

      Удалить
  4. Читала и гадала - отрывок из книги или твое сочинение. Больше склонялась ко второму и не ошиблась. История яркая, но сложна для переваривания мозгом, потому что такие "игры" - это кощунство. Простительно лишь потому, что наверняка спасала от голодной смерти...
    Я очень мало записала, пока была жива бабушка. Хорошо, что родословную сделала, а так бы никакой информации... Сейчас прошу тетю - бабушкину старшую дочку, ей 88 будет, чтоб записала что помнит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рит, думаю, спасала опосредованно, потому что человек такой, что вопросы жизни и смерти кого-то там, за стенкой, её явно не мучили. Видимо, скучала от постоянной сытости – хотелось зрелищ…

      Удалить
  5. Ох, Наташа, какая история невыдуманная!!! Продирает!!! И ты очень хорошо пишешь!!!
    Поклон твоей мамочке в эти светлые дни преддверия Победы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ириш! Обязательно передам!

      Удалить
  6. И почему я не захожу в твой "Блокнот". Даже не могла подумать, пока читала, что это невыдуманная история, а уж, то, что она касается непосредственно тебя..... Эта Аза-зараза просто извращенка без души и человеческого сострадания. Как же получаются такие люди ..... Наташа, пиши, узнавай как можно больше у мамы. Я этого тогда,в свои 40, упустила, а сейчас смотрю на фотографии деда, бабушки, мамы, отца, их друзей и родственников (говорю сама себе спасибо, что сохранила и забрала их с собой)сама себе задаю столько вопросов, но не получаю ответа, а ведь могло всё быть не так... Мне кажется, что мама твоя с удовольствием отвечает тебе и счастлива, что вы беседуете, или я ошибаюсь? Старики любят рассказывать и вспоминать. Пиши ещё, что можно написать здесь. Ты же знаешь, как я люблю читать "тебя")))). А сколько я бы могла написать о своем детстве, юности...., не просто констатировать даты, а именно особенные истории... Я имею ввиду писать в тетерадь, как говорят "в стол", а потом останавливаюсь - а надо ли...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танюшкин! Да, конечно, мама с удовольствием рассказывает: ведь всегда приятно вспоминать моменты из детства, из юности, из той жизни, когда ты был молодым... Но иногда рассказы бывают просто страшные... Такие времена были... А я бы на твоём месте писала: поверь, детям тоже потом будет интересно. Хотя... Кто его знает... Но я думаю, что во все времена люди одинаковы: и если нам интересны воспоминания родителей, то и нашим детям будет интересно знать, как мы жили... Пиши, Танюш...

      Удалить
  7. Наташа, ты большая умница! Пиши, пока есть возможность. У меня мама и папа ушли уже очень давно,внезапно и друг за другом, а я была в таком возрасте, когда все "некогда"!Читать тебя-наслаждение, не смотря на трагичность истории. Мамочке твоей долгих-долгих лет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, спасибо! Обязательно передам. Не удержалась... Когда услышала эту историю, показалась она мне такой дикой, ненашей что ли, нечеловеческой и нереальной, что впечатление оставила сильное . А такие состояния надо выплёскивать, тогда немного отпускает...

      Удалить