суббота, 9 мая 2015 г.

70 лет памяти

У меня не было дедушек... Вернее, когда-то они, конечно же, были, потому что у меня есть мама, были папа и даже две бабушки. Но в своём детстве я никого не называла дедушкой, а они так никогда и не узнали, что у них родились внуки, что у них могла быть я, а у меня - они... Потому что оба моих деда не вернулись с войны... пропали без вести... Их жёны - мои бабушки  - так никогда больше и не вышли замуж.
Яков Гаврилович Петрищев смотрит теперь на меня с единственной сохранившейся фотографии. Он был ровесником века. Пропал без вести в 1943 году, и это "без вести" остаётся по сей день...
Рядом с ним на фотографии - мамина мама - моя бабушка, Анастасия Ивановна Петрищева, которая после гибели деда одна поднимала (и выживала вместе с ними) двух приёмных девочек и старенькую маму не вернувшегося с войны мужа.
Она вышла замуж за вдовца с двумя крошками и старенькой мамой и прожила с ним до войны недолгих девять или десять лет. Потом была война, и её муж пропал без вести. А на руках остались неродные дети и чужая мама. Не отказалась, не сдала в детдом, никого не бросила, и без этой женской самоотверженности сегодня не было бы ни меня, ни моих детей...
От папы моего папы, моего деда Михаила Яковлевича Дорошина, осталось на две фотографии больше: их в нашем семейном архиве всего три, одна из которых - крохотное фото на документ.
Это фотография 1936 года... до войны - пять лет.
Крайний слева, в белом, мой дедушка. Он пропал без вести в 1941 году, не успев написать ни одного письма с фронта.
А крайний справа - мой папа, Дорошин Валентин Михайлович, которому на этом снимке 11 лет, а значит, он стал третьим воевавшим мужчиной в нашей семье, и единственным - который вернулся.
Папа начинал войну автоматчиком 103 морской бригады, потом был ускоренный выпуск стрелков-радистов и - отдельный авиаполк дальней разведки. Закончил войну он в мае сорок пятого в Венгрии. Как ветеран, в 1985 году был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Папа не любил вспоминать о войне, но с моим мужем у них было много таких мужских разговоров, и теперь он знает о боевом прошлом моего папы намного больше, чем я - его дочь.
Мой муж рос без отца, но его семья тоже имеет личный счёт в этой войне - женский. Его мама была угнана в Германию и два года до капитуляции провела на чужбине. К счастью, ей удалось всё это пережить, и выжить, и вернуться домой.

2 комментария:

  1. Наташик, уже второй раз читаю этот пост, читала в мае. Когда слышу и читаю такие слова;"пропавший без вести", мне всегда становится как-то жутковато. Не могу себе представить,мне кажется, что с этим так тяжело жить, Жить и думать, что МОЖЕТ БЫТЬ, А ВДРУГ. Неизвестность --это тяжелый груз для души. Такой твой папа красивый мужчина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Время убивает все надежды... Конечно, ждали; не верили, что без вести; надеялись... А неизвестность - ты права - это самое невыносимое... Висит камнем на душе... И с этим надо жить...
      Спасибо, Танюшкин, папа, действительно, был очень красивым мужчиной, и с мамой они были очень красивой парой...

      Удалить